Памятка для органов местного самоуправления

ПРОКУРАТУРА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Памятка для органов местного самоуправления:

2015 год

Конфликт интересов на муниципальной службе - это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностьюмуниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства (Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года«О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Куда можно обратиться?

Во всех случаях, когда муниципальный служащий сомневается в наличии или отсутствии риска возникновения конфликта интересов в своих действиях, атакже в служебной деятельности подчиненных сотрудников, такому муниципальному служащему необходимо обратиться за консультацией кдолжностным лицам кадровой службы, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, либо должностным лицам муниципального органа, ответственным за противодействие коррупции.

Указанные должностные лица в соответствии с законодательством идолжностными регламентами дают консультации для обеспечения правомерного поведения муниципального служащего.

При возникновении ситуаций, связанных с возможным конфликтом интересов, служащий обязан немедленно информировать в письменном виде своего представителя нанимателя, а также непосредственного руководителя (своего начальника) осложившейся ситуации.

Обстоятельства должны быть ясно и полно изложены служащим, все необходимые документы и материалы также должны быть представлены для принятия обоснованного решения.

Требования об урегулировании конфликта интересов для муниципальных служащих включают всебя:

1) обязанность муниципального служащего сообщать представителю нанимателя и непосредственному руководителю о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести кконфликту интересов (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закон № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года«О муниципальной службе в Российской Федерации»);

2) обязанность муниципального служащего принимать меры понедопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции»,п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закон № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года«О муниципальной службе в Российской Федерации»);

3) обязанность муниципального служащего, владеющего ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях предотвращения конфликта интересов (ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», ч. 2.2 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Способами предотвращения или урегулирования конфликта интересов могут являться:

1) изменение должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке.

Это предполагает изменение его должностных обязанностей, перевод на иную должность либо его отстранение от исполнения должностных (служебных) обязанностей.

Отстранение от исполнения должностных (служебных) обязанностей осуществляется на время урегулирования конфликта интересов. Данная мера имеет временный характер и прекращается после разрешения конфликта интересов.

Изменение должностных обязанностей производится путем внесения изменений в должностной регламент (инструкцию) муниципального служащего.

Перевод муниципального служащего на иную должность муниципальной службы соответственно допускается исключительно с письменного согласия служащего. Отказ муниципального служащего на перевод влечет за собой прекращение служебного контракта и увольнение с муниципальной службы;

2) отказ муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Такой отказ целесообразен только в случае возникновения единичной возможности получения указанной выгоды. Постоянно возникновение такой возможности ведет к длящемуся конфликту интересов, который может быть урегулирован только путем изменения должностных (служебных) обязанностей муниципального служащего либо перевода его на другую должность.

3) отвод или самоотвод служащего, упомянутые выше.

Следует помнить, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы в связи с утратой доверия (ч. 5.1 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ от 2 марта 2007 года«О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ).